Solo exhibition.
22.06.2017 – 26.07.2017 Esentai gallery, Almaty, Kazakhstan. Curator – Valeriya Ibrayeva

The exhibition includes paintings (borsch on starched sheets), photo panel, work “You are supposed to be a girl” and installation of floor rags (readymade items with additional elements).

deFLOORation. Readymades. 2016

This is an attempt to research and deconstruct gender stereotypes by the methods of art, without abandoning the imposed symbols, but using them as artistic tools. So, borsch – a symbol of kitchen slavery, being a vivid substance, serves as a paint, a starched bed sheet turns out to be a perfectly suitable canvas, and a twisted rag turns into a flower. The symbolic cover is a poppy field with a recognizable toilet standing solitary out there and bearing the intentionally swapped “ж” and “м” – the field as a battlefield, a symbol of the time of maturation, when “ж” are becoming more aware of their differences and the restrictions imposed by society. “м” is made into a cult, and all the borscht and starched sheets, all the blood and endless work in the field of cleanliness are dedicated to him. Lying in the languid postures of Venus and Olympia, turning into Leda and Madonna, he now acquires the halo of a religious fetish, becomes the supreme being of this kitchen universe. But somewhere in the middle deification turns into objectification, and the viewer catches himself thinking about homoeroticism, discovering how natural it is to attribute the objectivizing view to the “male” nature, assigning “female” only household functions. Even the pathos of the “higher feminine predestination” proves to be only a service as well. It is a solemn podium here, a wedding vignette of flowers, made from dirty floor rags. They are also found in the alcove, the “censored” part of the exhibition, in a dialogue with the dominating “Origin of the World,” painted by the same borsch on the starched, old bed sheets that have seen a lot.

Origin of the world. Borsch on starched sheet, brush. 180х175 сm. 2017.

Acting as a housewife, exhausted with scrubbing of the floors, cooking and endless washing of clothes; a housewife, who is also the subject of her husband’s sexual aspirations – the artist tries to turn this complex of efforts into art, i.e. combine daily life with her practice as an artist. At the same time, she does not fly in the “beautiful” clouds in order to abandon her chores, at least in imagination, but, with brutal persistence, turns everyday objects into tools for creating magical beauty that is deliberately rude and ridiculous.

Forming a vignette backdrop for a festive photograph, roses made of floor rags are in bloom on a wall; washed out sheets and duvet covers, each with its own individual story (sewed by the grandma, given by mum), have been turned into canvases; the poppy field becomes a field of tactical training, defining the border between the masculine and the feminine.

Sitting in front of Esentai Moll, a naked bronze woman by the famous Fernando Botero causes no surprise or indignation – Almaty is not Astana. Just as numerous Venus figures in museums, Graces or Sabine women, the iconography of woman’s objectification has an extensive history, and not only in art. A series of portraits of Anton, Zoya’s boyfriend, is the result of continuous observations; a strong, accurate portrayal; an almost forgotten skill of transferring the similarity and plasticity of a body. Well, of course, the reversals in the relationship of artist and model, man and woman, sexism and equality, domestic slavery and freedom of creativity.

Venus with a Mirror. Borsch on starched sheets, brush. 80×120 cm. 2017

Nevertheless, from the beginning, the eye catches the washed spots of menstrual blood on a once cheerful, flower-dotted, old (and real) sheet. But the artist’s naturalism extends much further – blood has long been a technique employed by contemporary artists. Many artists painted with it – from Hermann Nitsch from Austria to Sergei Maslov from Kazakhstan. Menstrual blood is an important symbol of feminist art – it is also used quite often, especially by Americans, the last example is the portrait of Trump by Sarah Levy. But we, here in Kazakhstan, are going the other way: domestic chores, cooking, washing turn out to be much more oppressive than the president’s sexist remarks.

Leda and the Swan. Borsch on starched sheets, brush. 80×120 cm. 2017

The nimbus of borsch surrounds the head of Anton-Madonna with Cat; beet-colored waves flood the torso of Anton-Venus in front of a Mirror and drape Anton-Leda and the Swan; shades of tomato paste brown the feet of Anton-Sleeping Venus. The apotheosis is a version of “The Origin of the World” by G. Kurbe, placed in the altar part of the exhibition structure and reliably closed off by the altar wall. As you know, only men are allowed in this sacred part of the temple, but thank God, the inscription on the altar wall warns: “Censored.” Yes, the “Origin of the World” is not erect, therefore, there are no reasons for criminal prosecution, according to the law on pornography of the Criminal Code of the Republic of Kazakhstan.

Olympia. Borsch on starched sheets, brush. 80×120 cm. 2017

The sexual life of Kazakhstan people is a mystery behind the seven seals, despite the fact that the world sexual revolution occurred in the 60s of the last century and was followed by a surge of feminism and various movements for the equal rights of all oppressed minorities. This theme is still a taboo for our mass-media, public discussions, system of school education and even for art. Although we can recall the episode when the well-known art critic Bayan Barmankulova, objecting to the indignant visitors of the exhibition “Chinese Erotic Art,” asked a counter question: “What, the Kazakhs have procreated, haven’t they?” On the other hand, we are much more aware of the results of this secret life. Babies thrown into toilets, brutal group rape, kidnapping of girls – all is the results of this knowledge. As well as of borshch, beshbarmak, lagman, vodka, male domination, lack of real equality, ignorance and hypocrisy.

Valeria Ibrayeva

 

feat Anton Platonov

Первая персональная выставка.
22.06.2017 — 26.07.2017 Esentai gallery, Алматы .

В состав выставки входят живописные (борщ по накрахмаленным простыням) полотна, фото-панно,  работа «тыжедевочка» и инсталляции из половых тряпок (редимейды и дополнения).

О Половой Жизни. Редимейды. 2017

Это попытка исследования и деконструкции гендерных стереотипов методами искусства, без отказа от навязываемой атрибутики, но с использованием её в качестве художественного инструментария. Так, борщ — символ кухонного рабства,  будучи яркой субстанцией, становится краской, накрахмаленная простыня оказывается вполне подходящим холстом, а скрученная для отжима половая тряпка превращается в цветок. Символическая обложка  — маковое поле, посреди которого стоит всеми узнаваемый туалет с намеренно поменянными местами  «ж» и «м» — поле боя, символ времени созревания, когда «ж» начинают острее осознавать свои отличия и навязанные обществом ограничения. «м» возводится в культ, и все борщи и крахмальные простыни, вся кровь и бесконечный труд на ниве чистоты посвящены ему. Лежащий в томных позах Венеры и Олимпии, превращающийся в Леду и Мадонну, он обретает ореол религиозного фетиша, становится высшим существом этой кухонной вселенной. Но где-то в процессе обожествление становится объективацией, и зритель ловит себя на мысли о гомоэротике, он обнаруживает, насколько привык приписывать объективирующему взгляду только «мужскую» природу, отводя «женской» лишь функции бытового сервиса. Даже пафос «высшего женского предназначения» на проверку тоже оказывается обслуживанием. Здесь это — торжественный подиум, цветочная свадебная виньетка, собранная из грязных половых тряпок. В альковной, «оцензуренной» части выставки — тоже они, в диалоге с доминирующим над ними «Происхождением мира», исполненном всё тем же борщом на накрахмаленном, старом и многое повидавшем пододеяльнике.

Происхождение мира. Пододеяльник, крахмал, борщ, кисть. 180х175 см. 2017.

Встав в позу домашней хозяйки, замученной мытьем полов, приготовлением пищи и бесконечной стиркой; домработницы, одновременно являющейся предметом  сексуальных устремлений мужа, художница пытается превратить  этот комплекс усилий в искусство, т.е. совместить ежедневный быт со своей профессией. При этом она не улетает в горние выси «прекрасного», дабы отрешиться от низменных занятий хотя бы в воображении, а, напротив, с брутальным упорством  и превращает бытовые предметы в инструменты создания  лубочной, волшебной  красоты, которая в результате – нарочито груба и нелепа.

На стене, образуя виньетку для праздничной фотографии, расцветают розы, скрученные из половых тряпок;  застиранные простыни и пододеяльники – каждый со своей отдельной историей (бабушка шила, мама подарила) превращаются в холсты;  маковое поле становится полем тактических учений, определяющим границу между мужским и женским.

Сидящая перед Есентай моллом обнаженная бронзовая женщина работы знаменитого Фернандо Ботеро,  в принципе, ни у кого не вызывает ни удивления, ни возмущения – Алматы все же не Астана. Точно также,  как многочисленные музейные Венеры, грации или сабинянки – иконография обьективации женщины имеет громадную историю, и не только в искусстве. Серия портретов  Антона – Зоиного бойфренда – результат долгих наблюдений; сильного, точного рисунка;  почти забытого мастерства передачи сходства и пластики тела. Ну и, разумеется, рокировок в отношениях «художник и модель», мужчина-женщина, сексизм-равноправие, домашнее рабство-свобода творчества.

Леда и лебедь. Простыня, крахмал, борщ, кисть. 80х120 см. 2017

Тем не менее, первый импульс в процессе их восприятия – замытые пятна менструальной крови на когда то веселенькой, в цветочек, старенькой (и реальной) простыне. Но натурализм художницы простирается гораздо дальше – кровь уже давно не новая техника в современном искусстве, кто ею только не писал – от австрийца Германа Нича до казахстанца Сергея Маслова. Менструальная кровь – важный знак феминистского искусства – также используется довольно часто, особенно американками, последний пример – портрет Трампа работы Сары Леви. Но мы, в Казахстане, идем другим путем: быт, кухня, стирка  давят гораздо сильнее, чем сексистские высказывания президента.

Венера перед зеркалом. Простыня, крахмал, борщ, кисть. 80х120 см. 2017

 

Нимб из борща окружает голову Антона – Мадонны с кошкой;  волны свекольного цвета заливают торс Антона- Венеры перед зеркалом и драпируют  Антона-Леду и лебедя;  оттенки томат-пасты подрумянивают ноги Антона — Спящей Венеры. Апофеоз  – версия «Происхождения мира» Г.Курбе, в структуре выставки помещенная в алтарную часть и надежно закрытая алтарной же преградой. Как известно, в эту, наиболее сакральную часть храма вхожи только мужчины, но слава богу, надпись на алтарной стене предупреждает : “Censored”. Да, «Происхождение мира» не эрегировано, поэтому мотивов для уголовного преследования, согласно статье за порнографию УК РК, здесь нет.

Олимпия. Простыня, крахмал, борщ, кисть. 80х120 см. 2017

 

Сексуальная жизнь казахстанцев – тайна за семью печатями, хотя мировая сексуальная революция произошла аж в 60-х годах прошлого века, вызванная всплеском феминизма и движений за равные права всех угнетенных меньшинств. У нас эта тема табуирована  для СМИ, общественных дискуссий,  системы школьного образования  и даже для искусства. Хотя можно вспомнить эпизод, когда известный искусствовед Баян Барманкулова, возражая возмущенным посетителям выставки «Китайское  эротическое искусство», задавала  встречный вопрос: «А что, казахи разве не размножались?». С другой стороны, мы гораздо больше  знаем о результатах этой тайной жизни. Выброшенные в  туалеты младенцы, жестокие групповые изнасилования, похищения девушек – итоги этого знания. А также борща,  бешбармака, лагмана, водки, мужского доминирования, отсутствия реального равноправия,  невежества и лицемерия.

Валерия Ибраева.

Также читайте статью Анатолия Черноусова на Ratel